.

 

Подпишитесь на лаконичную рассылку Клуба

Рассылки Subscribe.Ru
За кулисами израильской сцены

 -=-=-=-=-

Главная


Филипп Киркоров


Алла Пугачева


Иосиф Кобзон

 

и др.

 

Рассылки


Контакт

 

 

 За кулисами

израильской сцены

Клуб любознательных       

(и любопытных – тоже :-)  

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

 

Эльдар Рязанов о Никитиных



    С Татьяной и Сергеем Никитиными меня познакомил композитор Микаэл Таривердиев, когда я искал исполнителей песен для фильма "Ирония судьбы, или С легким паром". Нам не нужно было высокопрофессиональное пение, богатое фиоритурами и виртуозными голосовыми нюансами; мы искали простую и теплую человеческую интонацию - герой, которого играл Андрей Мягков, был по профессии врачом, и хотелось, чтобы у того, кто будет петь "за Мягкова", обязательно присутствовал элемент любительского, самодеятельного исполнения. В этом отношении Сергей оказался идеальной фигурой. (Мы пробовали и Татьяну: не сможет ли она спеть "за Барбару Брыльску", но остановились все-таки на Пугачевой.)

Это была самодеятельность высокого класса, и уже через два-три года Сергей стал, по существу, профессионалом (хотя он не заканчивают консерваторию и не является членом Союза композиторов); с каждой новой песней развивалось его замечательное дарование.    

   Наше общение, которое началось в середине семидесятых, продолжается и поныне, Я много раз слышал дуэт Никитиных в непринужденной домашней обстановке, и это всегда доставляло огромное наслаждение. Они - Татьяна и Сергей - и начались-то с выступлений квартирных, "костровых", а потом уже вышли па сцену-поэтому у них очень легко происходит переход с домашнего пения на сценическое и наоборот. Никитины никогда не подлаживаются под обстановку-на сцене или дома, в записи на пластинке или на телевидении они несут свою, мгновенно узнаваемую интонацию - вопрос может быть только в том, чтобы чуть-чуть изменить подачу песни, придать ей более яркие голосовые оттенки.

    Может быть, сейчас время более суровых, жестких ритмов - мода изменчива. -Я не отрицаю рок или "металл", среди представителей этих течений есть талантливые люди, которые интересны и мне, но все же особую радость я испытываю, когда слышу и вижу дуэт Никитиных. Песни, исполняемые ими, идут or сердца, от каких-то сокровенных тайников души; мне дороги их искренность, нежность, теплота. В Никитиных подкупают интеллигентность, внутреннее чувство достоинства, настоящая скромность, несуетливость. Мне нравится невероятная слаженность этого дуэта, отточенность и отрепетированность каждой песни до мельчайших нюансов.

    Мне кажется, что в этом дуэте интеллектуально-идеологическистрате гическое начало несет в себе Татьяна. Сережа более одарен музыкально, он сочиняет, весь поглощен музыкой и иногда просто не за мечает чего-то иного, существенного, что творится вокруг. Татьяна, наверное, помогает ему и в выборе стихов, хотя окончательное решение принимает сам Сергей. Думаю, невозможно объяснить, что он чувствует, отбирая те или иные стихи, - для него, видимо, важны ритмика, размер, особая мелодичность. Однажды я рискнул предложить ему свои стихотворные сочинения - что-то сразу было отвергнуто, на чем-то он остановился. Мне приятно, что песня "На пристани начертано" (она звучала в телепередаче, посвященной Никитиным) и другая - "Нам снится, будто мы живые" - вошли в мою авторскую пластинку, которую скоро должна выпустить фирма "Мелодия".

    Я наблюдал за Никитиными на репетициях и во время записи. Тут Сережа становится главным, иногда даже покрикивает на Татьяну, если она не так берет какую-то ноту (правда, доводилось видеть и обратное-когда покрикивала Татьяна, если сбивался Сергей). Могу сказать, что это поистине творческий союз людей, которые понимают друг друга с полуслова, полунамека...

    Сергей и Татьяна Никитины - люди с принципиальной творческой пози цией. У них есть свои пристрастия в выборе поэзии. Они никогда не ис полняли песен на стихи Фирсова, Софронова, Куняева. Они поют песни на стихи Твардовского, Левитанского, Окуджавы...

    Я люблю так называемый юмористический цикл Никитиных. Скажем, чудесные детские песни на стихи Юнны Мориц ("Собака бывает кусачей" и другие). Сергей вместе с Виктором Берковским написали очень смешной мюзикл "Али-Баба и сорок разбойников", который сейчас ставится в теат ре Олега Табакова (а раньше вышла пластинка с участием Юрского, того же Табакова, других замечательных исполнителей). Заразительна своей жизнерадостностью и великолепным юмором песня "Хорошо жить на Востоке...", в ней с необыкновенной органичностью сочетаются элементы ка пустника и восточные мотивы. Вообще в своем творчестве Никитины тяго теют к Средней Азии - там корни Татьяны (наполовину таджички, наполовину русской). Музыкальный колорит Востока есть и в "Бричмулле", одной из самых известных песен Никитиных, написанной на стихи Дмитрия Сухарева.

    Когда мы работали над картиной "Забытая мелодия для флейты", я еще раз убедился, что у Татьяны и Сергея незаурядные актерские способности. "Песня чиновников", которую они исполнили в фильме, была задумана как марш, но долгое время я не решался просить композитора Андрея Петрова, чтобы он написал музыку; мне казалось, что в маршевом ритме "прямая речь" бюрократов будет звучать слишком грубо, прямолинейно и нарушит сатирическую ткань фильма. Уже были готовы ноты песен на стихи Евтушенко, Ряшенцева, а текст, написанный мною самим, который вроде бы нужно было пристроить в первую очередь, так и лежал в стороне - до тех пор, пока я не понял, что тут нужна иная, лирическая интонация, и исполнителями должны стать только Никитины.

    Вскоре музыка была написана. В исполнении Татьяны и Сергея "Песня чиновников" не стала кровожадной "арией" людоедов, они пели с такой нежностью и грустью, что захотелось даже пожалеть эту многомиллионную армию бюрократов. Сразу высекся юмор, возник необходимый контрапункт, песня обрела свое место - не случайно во многих рецензиях цитируется эта песня: "Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем".

    ...С Татьяной и Сергеем Никитиными мы никогда не думаем о будущих планах. Уже не имеет значения, сведет ли нас судьба в работе или нет: наши отношения давно переросли рамки рабочих, деловых, поскольку основаны они не только на взаимной симпатии, но и на внутреннем родстве, родстве сердец.

Эльдар Рязанов
Записал В. Верник
www.vilner.net


 

Израиль: Театры, Концерты.

Рассылка

афиши

по средам

-=-=-=-=-

Copyright © 2008



Хостинг от uCoz